От «лобатого» до «гостя из будущего». Самосвальный ассортимент МАЗа

Полезная информация

Чем представлен самосвальный ассортимент МАЗа

Когда-то, в моем детстве МАЗ выпускал только одну модель самосвала. И это казалось чем-то   самим собой разумеющимся. Но с тех пор времена сильно изменились. От одной модели к… сотням! Приличный путь за двадцать лет. Сегодня кратко рассматриваем «самосвальный ассортимент» Минского автозавода.   

Вот он, МАЗ-самосвал моего детства. МАЗ-5549 — последний самосвал из семейства «пятисотых». Не было ни других заводских вариантов кузова, ни трехосных версий. МАЗ-самосвал был один. А теперь их огромное количество. Начнем с «малышей».

Например, МАЗ-4570. Это самосвал с классической кабиной, трехсторонней разгрузкой на шинах размерности 8,25R20. База — 3.000 мм. Внутренние размеры платформы с трехсторонней разгрузкой — 3500 х 2350 х 660 мм, что в объеме дает 5,4 м3. Если добавить надставные борта, то внутренний объем увеличится до 11,5 м3. Двигателей два на выбор — 150-сильный ММЗ Д-245 или 166-сильный Cummins ISF3. Коробок передач также два варианта — производства СААЗ (Россия) и Shaanxi (Китай).

Недавно в производственной гамме Минского автозавода появилось совсем новое «полусреднее» самосвальное семейство МАЗ-4581. Это грузовики на шинах еще чуть большего размера — 9,00 R20 и с увеличенной до 6 тонн грузоподъемностью. За счет чего?

Дело в том, что на МАЗ-4381 стоят более грузоподъемные мосты российского производства. Собственно говоря, это самосвалы, призванные занять ту рыночную нишу, которую прежде занимал ЗИЛ. Двигателем для МАЗов-4581 служит 177-сильная модификация классического минского мотора ММЗ Д-245.

10-тонный сегмент — это классический МАЗовский размер. Именно с этим классом грузоподъемности, прежде всего, и ассоциируются самосвалы МАЗ еще с советских времен. Речь о «самом классическом» семействе МАЗ-5550. Машины представлены вариантами с задней и трехсторонней разгрузкой, различными двигателями и коробками передач.

 

«Компактным трехосником» можно назвать МАЗ-5516W4. Перед конструкторами была поставлена задача максимально уменьшить снаряженную массу автомобиля, чтобы сохранить приемлемую грузоподъемность при сниженной полной массе. В итоге самосвал получил облегченные мосты, рессорно-балансирную тележку, переднюю ось производства ОАО «МАЗ», а также облегченную раму. Кроме того, вместо привычного кузова с большой вместимостью на данной машине установлена 9-кубовая платформа U-образного сечения.

Все вышеперечисленное позволило удержать полную массу автомобиля в пределах 25.000 кг, сохранив грузоподъемность на уровне 14.800 кг. На МАЗ-5516 W4 установлены 300-сильный двигатель Cummins 6ISBe и механическая коробка передач 9JS135TA.

Полноразмерные самосвалы-трехосники открывают 20-тонный сегмент в грузоподъемности. Вариантов множество — кабины со спальником и без, кузова различных объемов и сечений. На фото показана классическая версия с традиционным кузовом — начало этой линейки.

Один из многочисленных представителей трехосного полноразмерного семейства. Короткобазный самосвал МАЗ-6501B9-470 с U-образной платформой внутренним объемом 12,5 м куб. Есть платформа увеличенного объема. Существуют и экспортные версии с правым рулем.

Хит недавних времен — МАЗ-6501В9-8420. Главная особенность — сочетание большой кабины со спальником и кузова объемом 20 м3. Номинальная грузоподъемность составляет при этом 20 тонн, то есть при загрузке надо учитывать плотность груза и его объем. Если этот кузов заполнить целиком мокрым песком, то паспортная грузоподъемность будет превышена в полтора раза. Пока в России относительно «сквозь пальцы» смотрели на осевые нагрузки, эта версия была очень популярна. После того, как ввели строгие нормы, легально такие машины песком можно засыпать в лучшем случае наполовину.

В трехосном семействе присутствуют и версии с трехсторонней разгрузкой. Представлены варианты с разной длинной колесной базы, разными объемами платформ.

Переходим к полноприводным версиям. МАЗ-6514Н9-470-000 — самосвал повышенной грузоподъемности с задней разгрузкой. Берет на себя уже не 20, а более 26 тонн. Отсюда другие диски, особо прочные шины Continental и усиленная рама. По сути — конкурент четырехосникам. Его стихия — технологические дороги и сложные условия.

Семейство внедорожных самосвалов недавно серьезно обновилось. Прежде всего у МАЗ-6502Н9 совершенно новый передний мост. Увеличен входной крутящий момент, что позволило поднять грузоподъемность на 2 тонны. И еще здесь появилась межколесная блокировка. Ранее она была только у спортивных машин.

Самосвалы-четырехосники еще лет пять назад были экзотикой, теперь встречаются все чаще и чаще. В 2014 году семейство пополнилось новой модификацией МАЗ-6516B9-481-000 с кузовом «немножко» увеличенной вместимости. МАЗ было, поддавшись тренду, заданному китайцами и КАМАЗом, сильно увлекся самосвальными кузовами монструозных объемов. Этот вариант «соблазна самосвальщика» — еще одно проявление, на наш взгляд, мягко говоря, нездорового увлечения, провоцирующего перегруз со всеми вытекающими. Но такие машины покупают, а, значит, МАЗ будет их делать.

МАЗ-6516М9 c «сердцем» Mercedes уровня Euro-6 — «гость из будущего». Много электроники и импортных компонентов, новые интерьер и экстерьер. Скорее всего, когда дело таки дойдет до серии, то массовые машину будут внешне отличаться от этого опытного образца.

Сейчас у МАЗа в «самосвальном» портфеле даже не десятки — сотни вариантов на выбор. Сориентироваться в них даже потребителям не та просто, но всегда лучше, когда есть выбор.


20 декабря 2016       1775 просмотров